О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Об учебном плане
Описание учебного плана
Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени для проведения организованной образовательной деятельности по реализации ООП.
Учебный план построен на принципах дифференциации и вариативности.
Учебный план МБДОУ «Детского сада №2 «Шовда» с.Мескер-Юрт» составлен на основе Федерального закона от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26, с изменениями на 27 августа 2015 года), ФГОС, (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Учебный план МБДОУ детского сада соответствует Уставу и виду дошкольного учреждения.
Педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения работает по основной образовательной программе , разработанной на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (4 издание переработанное) 2017 г., и одобренной Педагогическим советом учреждения и утвержденной приказом заведующего (приказ № 31.08.2016 г.)
В план включены пять направлений (далее - образовательные области), обеспечивающие развитие и образование детей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое (в соответствии с ФГОС, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В структуре учебного плана выделены обязательная часть и часть формируемая участниками ДОУ. Формируемая часть обеспечивает реализацию ФГОС ДО и обеспечивает вариативность образования, отражая приоритетное направление деятельности ДОУ (художественно-эстетическое, физическое, нравственно - патриотическое, познавательное, речевое) и расширение области образовательных услуг для воспитанников.
Распределение количества времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности основано на принципах:
- соблюдение права воспитанников на дошкольное образование;
- соотношение между инвариантной и вариативной частями учебного плана;
- сохранение преемственности между инвариативной (обязательной) и вариативной (модульной) частями;
- ориентирование на реализацию социального заказа на образовательные услуги.
В МБДОУ функционирует 4 группы:
. группа раннего дошкольного возраста 1.5 до 3 лет;
· младшая группа с 3 лет до 4 лет;
· средняя группа с 4 лет до 5 лет;
· старшая группа с 5 лет до 6 лет;
- Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 1.5 до 3 лет-не более 10 минут ,3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. (п. 11.10 в ред., введенной в действие с 20 сентября 2015 года Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 41.)
- Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. (п. 11.11 в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26)
- Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. (п. 11.12 в ред., введенной в действие с 20 сентября 2015 года Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 41)
- Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. (п. 11.13 в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Организованная образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на организованную образовательную деятельность.
Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
- в группе раннего дошкольного возраста-10 мин.,
- в младшей группе - 15 мин.,
- в средней группе - 20 мин.,
- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
Один раз в неделю для детей 5-7 лет организуются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям (п. 12.5 в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей воспитанников, родителей (законных представителей) и дополняет содержание вышеперечисленных образовательных областей технологиями, методическими разработками и программами (парциальными или авторскими).
Решением Педагогического совета № 1 от 31.08. 2018 г. было решено утвердить дополнения и изменения, внесенные в учебный план по художественно - эстетическому, познавательному, речевому направлениям.
Экологическое образование закладывает основы экологического мировоззрения, которое определяет поступки человека, его отношение к окружающей среде в течение всей жизни. Поэтому для формирования экологического сознания воспитанников в более полном объёме включили дополнительно организованную образовательную деятельность по экологическому образованию в старшей и подготовительной к школе группах как отдельный вид организованной – образовательной деятельности.
Также велика роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно в специально организованной деятельности.
Введение подготовки к обучению грамоте связано с тем, что по программе предусмотрено обучение грамоте детей как часть содержания работы по развитию речи. Для успешной подготовки детей к обучению в школе, мы взяли в подготовительной к школе группе обучение грамоте как дополнительный вид в комплексной организованной образовательной деятельности по речевому развитию.
В дошкольном возрасте многие специалисты рекомендуют уделять особое внимание работе с детьми лепке, конструированию и ручному труду. В процессе работы у них формируются умения планировать свою деятельность, хорошо развивается мелкая моторика рук, творческое воображение, мышление, что немало важно как для общего развития, так и для подготовки к школе. В процессе деятельности у детей также формируется эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается художественный вкус.
Образовательная деятельность, формируемая участниками образовательного процесса представлена ООД:
«Художественно - эстетическое развитие/Лепка» (младшая и средняя группы) - 0.5, используя при организации ООД программу Т.С. Комарова «Занятия по Изодеятельности в детском саду». М, «Мозаика - синтез», 2009;
«Художественно - эстетическое развитие/Конструктивно-модельная деятельность» (младшая - подготовительная группы) по 0.5: в младшей и средней группах проводить как «Художественно - эстетическое развитие /Конструктивно -модельная деятельность / Аппликация» - 1; старшая и подготовительная группы «Художественно - эстетическое развитие / Ручной труд» - 0.5 и проводить как «Художественно - эстетическое развитие / Конструктивно - модельная деятельность / Ручной труд» - 1, применяя при планировании ООД пособие Л.В. Куцаковой «Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010;
«Речевое развитие/Чтение художественной литературы» младшая, старшая, подготовительная группы - 0.5: ООД «Развитие речи» проводить дополнительно с Чтением художественной литературы, т.е. как «Развитие речи. Чтение художественной литературы» - 1, средняя - 1, применяя методические пособия для планирования ООД О.С. Ушаковой «Занятия по развитию речи» М, ТЦ «Сфера», 2010, Г.Я. Затулиной «Конспекты комплексных занятей по развитию речи в младшей, старшей и под. группах» М, педцентр, 2007;
«Речевое развитие / Подготовка к обучению грамоте» подготовительная группа, ООД «Развитие речи» проводить как «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте» - 1 на основе программы Н.С. Варенцовой «Обучение дошкольников грамоте», М, «Мозаика – синтез», 2009.;
«Познавательное развитие / Ознакомление с окружающим (Природное окружение. Экологическое воспитание)» старшая и подготовительная группы (1), используя при организации ООД пособия: Н.В. Волчковой, Н.В. Степановой «Познавательное развитие», ТЦ «Воронеж», 2006; Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми», М, ТЦ «учитель», 2007; О.А Соломенниковой «Экологическое воспитание» М, «Мозаика - синтез», 2008; О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия» Волгоград, 2013 г.
Содержание части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает допустимой нагрузки по всем возрастным группам.
О календарно-учебном графике
Описание календарно-учебного плана
Пояснительная записка
Годовой календарный учебный график на 2021-2022 учебный год является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 2 «Шовда» с.Мескер-Юрт». Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с:
· Закон от 29 декабря 2012 г. разработан в соответствии с:
· Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
· Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
· Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования).
· Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».
· Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
· Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию».
· Письмо Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. № 08-1408 (Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования).
•Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.4.3648-20" Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
• Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3498-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16 (зарегистрировано Минюстом России 03.07.2020, регистрационный №58824) - постановление действует до 1 января 2021 года.
• Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Годовой календарный учебный график обсуждается и принимается педагогическим советом и утверждается приказом заведующего МБДОУ «Детский сад № 2 «Шовда» с.Мескер-Юрт» на начало учебного года.
Все изменения, вносимые в годовой календарный учебный график, утверждаются приказом заведующего образовательного учреждения и доводятся до всех участников образовательного процесса. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности проводится по основным общеобразовательным программам.
Годовой календарный учебный график учитывает возрастные психофизические особенности воспитанников ДОУ и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья детей.
Содержание годового календарного учебного графика включает в себя следующие сведения:
- Режим работы ДОУ;
- Продолжительность учебного года, количество недель в учебном году;
- Объем недельной образовательной нагрузки;
- Сроки адаптационного периода;
- Сроки проведения диагностики педагогического процесса (мониторинга)
- Количество групп в детском саду;
- Продолжительность летнего оздоровительного периода;
- Праздничные дни;
- Перечень проводимых праздников для детей;
- Приемные часы администрации.